История
Буддийские тантрические системы как правило повторяют соответствующие индийские, хотя похожесть можно назвать скорее имитацией. Достаточно очевидно, что внешняя фабула тантр была перенята у индуизма, но в дальнейшем буддийские тантры оказали обратное влияние на индийские, передав им часть практик. Тексты, относящиеся к тантре, составляют существенную часть тибетского канона. От индуизма были переняты многие символы и названия, сексуальная символика, чакры, каналы, упражнения, мантры, семенные слоги и другие элементы, тем не менее буддийские тантрические системы внесли совершенно иное понимание тантры
Точно определить время появления первых тантр трудно, по оценкам это было в IV—V веках. Местом зарождения тантр считают южную или восточную Индию. К VIII веку сформировались методы, описанные в тантрах первых трех классов, и уже начинают проповедоваться в Китае.
В литературе нередко термин «тантра» сужают до высших тантр, соответстующих аннутара-йоге. Эти тантры получили распространение во второй половине VIII века.
Самой древней тантрой является Гухьясамаджа, которую относят к VII веку. В отличии от индийских тантрических систем, предварительным условием занятий тантрой считается принятие обетов бодхисаттвы.
Систему тантр упорядочил и привёл к современному виду Дромтонпа (992—1074), ученик Атиши уже в Тибете.