Религиозный мир

Main | Registration | Login
Четверг, 2024-05-16, 10:55 AM
Welcome Гость | RSS

p>

[ New messages · Members · Forum rules · Search · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Religion Forum » Конфессии » Иудаизм » Ценности еврейской семьи
Ценности еврейской семьи
religionДата: Среда, 2008-11-19, 2:48 PM | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 67
Репутация: 1
Статус: Offline
Кто богат? "...Тот, чья жена ласкова и добра"

В Брит Хадаша (Новом Завете) сказано: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.» (Еф. 5:28)

В еврейской традиции любовь и уважение к жене играет большую роль. В Талмуде сказано, что муж должен любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя (Йевамот, 62б, Сангедрин, 76б).

'' "Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства" (Хулин, 846). Это значит, что человек должен прилагать все силы (даже в ущерб своим собственным потребностям), чтобы его жена и дети получали все необходимое.

"В делах домашних... мужчина должен следовать совету жены..." (Бава мециа, 59а).

"Мужчина должен быть добр и непривередлив в доме своем" (Бемидбар раба, 89).

"Кто богат?" <...> Раби Акива сказал: "Тот, чья жена ласкова и добра" (Шабат, 25б). " (ХАИМ ДОНИН. БЫТЬ ЕВРЕЕМ. Глава 7. СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ: КЛЮЧ К СЧАСТЬЮ

Роль брака

В еврейской традиции брак играет важную роль. "Согласно еврейскому представлению, взаимоотношениями, похожими на взаимоотношения между человеком и Б-гом, является брачный союз между мужчиной и женщиной. "Если муж и жена этого заслуживают, Божье Присутствие пребывает с ними" (Сота 17а). "Человек не может жить без жены, женщина не может жить без мужа, и двое не могут жить без присутствия Б-га" (Брахот 9:1)"

Когда в семье существуют хорошие взаимоотношения, существует баланс между собственными интересами и интересами супруга(и). Отличный пример мы видим в еврейской традиции. Хорошо известны три вопроса Гиллеля:
"Если не я за себя, кто за меня?
И если я только за себя, то кто же я?
И если не сейчас, то когда?"

Рамбам говорил: "Знайте, что акт соединения (брачный союз) чист и священен, если осуществлен должным образом, в должное время и с должными намерениями." ((Рамбам, Игерет ха-Кодеш). Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.24)

Молитва о детях

Хана Сара Редклиф в статье "Быть еврейскими родителями - что это значит?" приводит молитву о детях, которую составил Хазон Иш:

"Да будет Твоя воля, Ашем, наш Б-г, сжалиться над моим ребенком (имя), склонить его сердце к любви к Тебе, и к страху перед Тобой, и к желанию усердно трудиться над Твоей Торой. Устрани с его пути все препятствия, которые могут сломить это желание, и сделай так, чтобы все и вся на этом пути приближало его к Твоей Святой Торе." (Хазон Иш, Ковец игрот N 74. Цит. по: Хана Сара Редклиф "Быть еврейскими родителями - что это значит?"

О воспитании

Ниже помещены несколько важных советов о воспитании из Танаха (Ветхого Завета), Брит Хадаша (Нового Завета) и других источников.

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.» (Прит. 22:6)

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.» (Еф. 6:4)

"То, что ребенок говорит на улице, — он слышит у себя дома". (Сукка 65б. Цит. по: Хана Сара Редклиф. "Любовь и власть в еврейском воспитании. Чистота речи."

"Рабби Иегуда говорил: Кто не учит сына ремеслу или профессии - учит его воровству. (Киддушин 29а. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. "Еврейская мудрость").

"Нельзя обещать что-то ребенку, а потом не дать ему этого, ибо в результате ребенок научится лгать. (Сукка 46б. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. "Еврейская мудрость").

"Иегуда бен Тейма говорил: «Будь дерзок как тигр, и стремителен как орел, быстр как олень, и могуч как лев, исполняя волю Отца твоего небесного». (Пиркей авот, 5:20)

Раби Шимшону Рефаэлю Гиршу принадлежат такие слова: "Ты, кому доверено пестование юных умов, прежде всего позаботься о том, чтобы дети с уважением и бережно относились и к самому малому, и к самому большому живому созданию. Пусть дети помнят, что все живые существа, как и человек, созданы для того, чтобы радоваться жизни. Им тоже дано чувствовать боль и страдание. Не забывай — мальчик, который увлеченно, с жестоким равнодушием наблюдает за раненым жучком или мечущимся в агонии животным, будет глух и к человеческой боли." (Раби Шимшон Рефаэль Гирш, Хорев с. 293. Цит. по: Хана Сара Редклиф. Любовь и власть в еврейском воспитании. Воспитанность и любовь ко всем созданиям Всевышнего.)

''Основополагающий принцип в воспитании детей — "левая рука (т.е. дисциплина) отталкивает, а правая рука (т.е. любовь и доброта) приближает". Но, несмотря на то, что слова о "левой руке" идут первыми, "правая рука" важнее левой, потому что дает ребенку необходимое чувство, что его любят. Ребенок подчинится дисциплине, только если она основана на любви, потому что тогда он понимает, что строгость — для его же блага, оттого что родители любят его и стараются помочь ему улучшить свое поведение.'' (Раби Йоэль Шварц, Вечность еврейского дома. Иерусалим, Джерузалем Академи Пабликейшнз, 1982. Цит. по: Хана Сара Редклиф. "Любовь и власть в еврейском воспитании. Завоевать авторитет.")

"Пусть честь других людей будет так же важна для тебя, как и твоя собственная", - сказано в Пиркей Авот ("Поучениях отцов"). В иудаизме важны поступки, и родители могут показывать это на практике. Две халы на столе в шабат могут послужить хорошим примером для нас. Почему мы покрываем эти халы салфеткой, произнося киддуш? "Хлеб - символ пропитания, и с благословения над хлебом начинается обычная, будничная трапеза. В Шаббат первое благословение полагается произносить не над хлебом, а над вином. Поэтому установлен обычай: перед киддушем накрывать субботние халы салфеткой, чтобы "не обидеть хлеб". (ШАБАТ: остров покоя. Иерусалим, 1993, с.30)
Если у нас есть такая жалость к хлебу, то тем более нам нужно иметь подобные чувства по отношению к людям!

"Никто не порезался?"

Хана Сара Редклиф пишет: "... я приведу пример терпения и выдержки, проявленных Сарой Шнирер, основательницей движения "Бейт Яаков".
Многие рассказы о ней свидетельствуют, что она воплощала в себе идеал личности, живущей по Торе. Классы и жилые комнаты в семинаре Сары Шнирер были переполнены до предела. Их разделяла стеклянная дверь. Однажды в беспечной спешке девочка двинула кровать на дверь и разбила стекло. Все стали нервничать: что скажет учительница? Ведь стекло дорогое, а школа постоянно нуждалась в деньгах! Сара Шнирер вошла и тихо спросила: "Никто не порезался?" Убедившись, что все целы и невредимы, она спокойно вымела осколки". И никаких упреков, огорченных восклицаний! А ведь ремонт стоил больших денег и его можно было бы с легкостью избежать." (Хана Сара Редклиф. "Эмоциональный тренинг для родителей" )

"У нас болит нога"

Рабби Моше Пантелят приводит такой интересный случай: "Об иерусалимском праведнике раби Арье Левине рассказывают, что как-то он привел свою жену к врачу. На вопрос, что ее беспокоит, он ответил: "У нас болит нога". То была не поза, то была самая обыкновенная фраза, выражавшая действительное положение дел: боль жены он ощущал как свою собственную, потому что за десятки лет совместной жизни сумел соединиться с ней в одно целое. На таком уровне заповедь "Возлюби своего ближнего, как самого себя" выполняется буквально, потому что нет стены между человеком и тем, кто к нему ближе всех." (р. Моше Пантелят. "Еврейский брак")

Соблюдение ритуальной чистоты

Как замечательно рабби Элазар рассказывает о том, как обновляется женщина после миквы: "Каждый месяц женщина обновляется, окунаясь в микву, и возвращается к мужу столь же желанной, как и в день свадьбы. Так же как луна обновляется каждый Рош Ходеш (новомесячье), и все ждут ее появления, так и женщина обновляется каждый месяц, и муж ждет ее. И она любима, как новобрачная." (Пиркей де рабби Элазар. Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.107)

Секрет шалом-байт (семейного мира)

"Шалом-байт" (мир в доме) является идеальным стандартом для еврейской семьи. Вот почему традиционный еврейский брак характеризуется миром, уважением, заботой друг о друге. В еврейской традиции брак создан на небесах. Церемония бракосочетания назвается киддушин ("освящение" или "посвящение"). Муж и жена понимают, что они - Б-жьи творенья и следует относиться друк к другу как святым, строить семью на основе любви, уважения и справедливости.

"В одном из замечательных поучений наших мудрецов кратко сформулирован секрет шалом байт (семейного мира): “Мудрая мать говорила своей дочери: мой ребенок, если ты будешь служанкой своего мужа, он будет тебе слугой и будет почитать тебя как свою госпожу. Но если ты будешь заноситься перед ним, тогда он будет властвовать над тобой как господин и воспринимать тебя как прислугу”. (Эстер Гринберг. "Супружеская гармония" )

"Сказал рабби Йоси: “...Я называл свою жену “мой дом”, и мой дом я называл — “моя жена” (Гитин 52а).

 
religionДата: Среда, 2008-11-19, 2:57 PM | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 67
Репутация: 1
Статус: Offline
Любовь и власть в еврейском воспитании. Воспитанность и любовь ко всем созданиям Всевышнего.
Хана Сара Редклиф

Еврейского ребенка надо терпеливо и целенаправленно учить правильному поведению и уважению ко всем созданиям Творца. Хотя маленькие дети по природе своей не так добры, заботливы и внимательны, как взрослые, это положение вещей нельзя ни терпеть, ни, тем более, поощрять. Незрелость и в самом деле является причиной дурных черт характера, которые преобладают в маленьком ребенке, но она их не извиняет. К сожалению, многие родители надеются, что поведение ребенка в детстве не повлияет на его отношение к жизни в зрелом возрасте. "Они всего лишь дети" — это снисходительное утверждение означает, что детям простительно отсутствие тех или иных положительных качеств. "Из них вырастут хорошие взрослые, такие же, как их родители", — думают многие, полагая, что эгоцентричный, агрессивный ребенок чудом превратится в утонченную, высокоморальную личность.

Человек рождается существом в высшей степени несовершенным в нравственном смысле, "...ибо в детстве стремление человеческого сердца — ко злу"24, и именно родители обязаны направить своих детей по пути Торы25. Они отвечают за то, чтобы присущее детям безответственное поведение сменилось таким, какого требует от еврея Тора. В Талмуде рассказывается, что в одной синагоге мальчик говорил глупости во время праздничной молитвы. Когда о его поведении сообщили отцу, тот возразил: "Что я могу сделать? Он ведь ребенок, пусть играет". Это продолжалось весь Суккот. Страшные трагедии обрушились на этого ребенка и на всю его семью из-за греха, совершенного отцом26.

Если ребенок себя ведет неправильно, родителям вменяется в обязанность изменить это поведение желательным образом. Очень эффективным при этом оказывается многократное повторение правильных форм поведения, когда от ребенка требуют "переиграть" эпизод. Так можно работать над всеми качествами, определяющими вежливого человека. Еврейский ребенок должен быть обучен правилам хорошего поведения: он должен говорить "спасибо" и "пожалуйста", уметь вести себя за столом, быть чистоплотным и аккуратным, вежливо и спокойно разговаривать, прилично держаться в общественных местах, не вмешиваться в разговоры взрослых и т.п. Дети не рождаются со знанием правил хорошего тона, их следует терпеливо и настойчиво обучать.

Ребенок, выросший в еврейской семье, должен с любовью относиться ко всему, что создано Всевышним. Родителям необходимо объяснять и постоянно демонстрировать бережное отношение к живой природе. Бездумное разрушение должно встречать немедленный и решительный отпор. Изо дня в день детям следует внушать, что жестокость неприемлема для еврея. Раби Шимшон Рефаэль Гирш писал об этом:

Ты, кому доверено пестование юных умов, прежде всего позаботься о том, чтобы дети с уважением и бережно относились и к самому малому, и к самому большому живому созданию. Пусть дети помнят, что все живые существа, как и человек, созданы для того, чтобы радоваться жизни. Им тоже дано чувствовать боль и страдание. Не забывай — мальчик, который увлеченно, с жестоким равнодушием наблюдает за раненым жучком или мечущимся в агонии животным, будет глух и к человеческой боли27.

Родители напоминают малышу: "Ашем создал эту собаку. Он не желает, чтобы ты дразнил и мучил ее"; "Ашем создал Хави. Он не хочет, чтобы ты ее унижал и высмеивал". Если этих слов недостаточно, чтобы повлиять на ребенка, надо прибегнуть к наказаниям.

У некоторых еврейских детей создается мнение, что неевреи не заслуживают уважительного отношения к себе. Это мнение необходимо изменить. "Неевреи созданы Творцом, они могут быть праведниками и заслужить место в Грядущем Мире"28. Детей следует ознакомить с законами, объясняющими, как следует относиться к неевреям: помогать нуждающимся29, проявлять уважение к пожилым людям, быть вежливым с ними30. Расскажите им о раби Йоханане бен Закай: он со всеми всегда здоровался первым, в том числе и с неевреями31. Разумеется, недостаточно лишь упомянуть об этом, необходимо целенаправленно обучать правильному отношению к людям.

27 Раби Шимшон Рефаэль Гирш, Хорев с. 293.

 
religionДата: Среда, 2008-11-19, 2:57 PM | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 67
Репутация: 1
Статус: Offline
Каким должен быть мужчина?

Ехезкель Ляйтнер

Многие современные мужья, пытаясь прислушаться к высказываемым, порой — противоположным, мнениям о том, каким должен быть мужчина, приходят в замешательство. Примерно, каждые два-три года в средствах массовой информации появляется на этот счет какая-либо новая идея. Например, некоторое время назад считалось, что мужчинам следует развивать «женскую» сторону своей личности.

Рискуя утонуть в море идей, я решил во что бы то ни стало выбраться на твердую почву и понять, какие именно качества надо иметь настоящему мужчине. Я прочел несколько светских книг о браке. К сожалению, никакой существенной информации почерпнуть в них мне не удалось. Прочел я и несколько еврейских, посвященных супружеству книг. Мой кругозор, благодаря этим книгам немного расширился, но и они так и не ответили на мучившие меня вопросы.

Тогда я обратился к еврейским первоисточникам. И начал изучать супружеский опыт Адама – первого мужчины на земле. Сначала Адам чувствовал себя одиноко и захотел иметь жену. Тогда Всевышний создал для него Хаву (Еву), которая стала для него, как написано в Торе — эзер кенегдо («помощницей, противостоящей Адаму»).

Как понимать смысл выражения — «помощница, противостоящая Адаму»?

Я заглянул в комментарий и прочел разъяснение из Талмуда: «Если мужчина — достойный человек, жена будет ему помогать; если мужчина — недостойный человек, она будет ему противостоять».

Если сложить вместе все книги о браке, прочитанные мной до этого момента, придется признать, что из них я узнал гораздо меньше, чем из этой фразы Талмуда. Одна-единственная фраза полностью изменила мой взгляд на отношения между мужчиной и женщиной. Значит, вот в чем дело! Все зависит от мужчины. Ответственность за то, как выстроятся отношения в семье, целиком и полностью лежит на его плечах. Отсюда следует, что мы, мужчины не должны винить в своих неудачах других людей. Если мужчина будет работать над собой и развивать свои хорошие качества — чтобы стать достойным человеком, женщина превратится в его партнера. Если он не будет этим заниматься, она начнет ему «противостоять».

Итак, что же произошло в браке первого мужчины на земле с первой женщиной?

Адам и Хава наслаждались жизнью в Эдеме. И только один запрет существовал для них — Творец мира предупредил их, чтобы они не ели плоды Дерева Познания.

Но Хава пробует плод, и дает его Адаму. Он тоже пробует, а потом прячется от Гнева Всевышнего в кустах. Всевышний спрашивает его: «Адам, ел ли ты плод от Древа Познания, на которое Я наложил запрет?».

И что же делает Адам? Он отвечает: «Женщина, которую Ты создал для меня, дала мне этот плод, и я его попробовал».

Я не верил собственным глазам. Получается, что Адам поддался соблазну, а потом обвинил во всем свою жену. А я-то думал, что такое свойственно исключительно современным мужчинам.

Удалось ли Адаму, свалив вину на Хаву, избежать наказания за проступок? Разве Творец сказал ему: «Да, Адам, Я все понимаю, она тебя заставила вкусить плод, и поэтому ты не несешь ответственности за содеянное»? Нет, Творец наказывает Адама не только за то, что тот вкусил плод, но и за его нежелание самостоятельно оценить ситуацию.

Тот факт, что первая глава книги Берешит учит нас, какая роль отведена мужчине в его отношениях с женщиной, кажется мне чрезвычайно важным.

Мои поиски раскрыли передо мной сокровищницу Мудрости, передаваемой от отца к сыну, из поколения в поколение — Мудрости, которая для современного мужчины имеет особое значение. Из этой сокровищницы я извлек для себя пять основных жизненных правил:

1. Научитесь брать ответственность на себя

Помните об Адаме. Старайтесь не совершать заведомо неправильных поступков. Но, если вы все же поддались соблазну, не перекладывайте вину на других. Если вы совершили ошибку, не бойтесь взять на себя ответственность за нее. Будьте не только мужем, но и хозяином — человеком, умело руководящим своим домом и хозяйством. Руководитель — в ответе за все, что происходит на вверенном ему участке. Адам на собственном опыте убедился, что мужчине, обвиняющему женщину в неудаче, не приходится ждать снисхождения. Все равно именно его будут считать виновным. Именно его спросят: «Почему же ты ничего не предпринял?»..

2. Будьте лидером

Если мужчина хочет стать достойным человеком и наладить прочные отношения с женщиной, он должен научиться быть лидером. Когда он сталкивается с какими-либо трудностями, он обязан проявить инициативу и преодолеть их. Люди восхищаются теми, кто хочет и умеет преодолевать препятствия. Те же, кто прячет голову в песок и ждет помощи от других, не вызывают сочувствия.

Некоторые мужчины боятся брать на себя роль лидера, потому что не любят критику в свой адрес, боятся ее. И принимают эту боязнь — за осмотрительность. Мужчина обязан сказать: «Я решу эту проблему». И — тут же взяться за поиски выхода из создавшегося положения. Если у мужчины нет полной уверенности в том, что решение, которое он собирается принять — самое правильное, ему следует, по примеру известных ему достойных лидеров, воспользоваться доступными источниками информации или посоветоваться с уважаемым и мудрым человеком.

3. Проявляйте решительность

Решительность — ценное качество настоящего мужчины. И это означает, что каждый из нас должен научиться принимать решения и нести ответственность за последствия. Способность принимать решения подразумевает умение учитывать точку зрения другого человека и, если это необходимо, проявлять гибкость. Жена, как правило, не хочет, чтобы муж постоянно ее контролировал. Но и такой мужчина, который абсолютно все решения перекладывает на ее плечи, ей не нужен. Следует помнить: никто не застрахован от ошибок. Но, совершив ошибку, нужно сделать все возможное, чтобы исправить ее.

4. Будьте сильным

Сильным мы называем человека, — наставляет Талмуд, — который умеет контролировать свои эмоции. Мужчина, способный обуздывать свой гнев, гораздо сильнее и достойнее воина, покоряющего вражеские города. Вспышки гнева способны серьезно навредить отношениям между мужем и женой.

Если мужчина полагает, что не в силах владеть собой и своими эмоциями, я посоветовал бы ему представить такую ситуацию. Он, допустим, разговаривает с человеком, на которого очень зол, и которому, не «выбирая выражений», намерен сказать все, что о нем думает. И вдруг звонит телефон. Он (весь, казалось бы — во власти эмоций) берет трубку. И — слышит голос своего начальника. Сможет ли он успокоиться и по-деловому поговорить с боссом? Разумеется, сможет — в противном случае он рискует потерять работу. И это, конечно же, означает, что в принципе каждый человек способен сдерживать дурные эмоции — просто в каких-то ситуациях он не считает нужным делать это. И — зря… Жена в большинстве случаев прощает мужу «эмоциональные всплески». Но в ее душе может оставаться неприятный осадок, разрушающий доверие между супругами.

Умение сдерживать гнев и другие негативные эмоции отнюдь не подразумевает готовность терпеть плохое с тобой обращение. Это, скорее — проявление силы и уверенности мужчины в том, что он в состоянии спокойно определить границы отношения окружающих к себе.

5. Будьте мужественным

Мужественность не определяется внешностью или «грубоватостью». Это — собирательное качество, включающее в себя несколько положительных черт. В их числе — решительность, приверженность собственным убеждениям и принципам и умение их отстаивать, наличие высоких моральных ценностей, уверенность в своих силах, надежность, дисциплинированность, честность и целостность. Мужественному человеку всегда хватает смелости и решимости для того, чтобы, столкнувшись с трудностями, опасностями или болью, победить их. Мужественность — одна из самых ценных добродетелей.

 
Religion Forum » Конфессии » Иудаизм » Ценности еврейской семьи
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz
free counters